Клуб UNESCO «САЮД»

Деятельность клуба ЮНЕСКО «САЮД» в ГУО «Гродненская городская гимназия» в рамках методики «Равный обучает равного»

Наша гимназия с 1987 года является школой, ассоциированной при ЮНЕСКО. Сам проект ассоциированных школ начал действовать с 1953 г. Проект направлен на мобилизацию школ по всему миру для создания и реализации проектов по укреплению роли образования в духе мира и терпимости.

Приоритетными программами ЮНЕСКО являются следующие: экологическое образование – проведение экологических акций, школа лидера, школа молодого журналиста, образовательная программа по профилактике ВИЧ\СПИД, программа по правам ребёнка, «адраджэнне», пропагандирование национальной культуры и традиций белорусского народа, истории Беларуси.

Клуб «САЮД» работает на основе программ ЮНЕСКО: «Здоровый образ жизни»,«Профилактика ВИЧ\СПИД», «Школа лидера», «Школа молодого журналиста», с действующим пресс-центром газеты «teenИНФО», «Права ребёнка» и «Правачеловека», «Патриотическое воспитание».

Клуб «САЮД» выпускает информационные бюллетени и газеты по проекту, информирует о проекте молодёжные организации гимназии, проводит дебат-турниры по здоровому образу жизни, создаёт презентации по проекту.

Клуб организует традиционные гимназические акции «Меняю сигарету на чупа-чупс»,«Нанеси удар по сигарете». Традиционная благотворителньая акция «Сердцемк сердцу» со сбором средств для детей-сирот родилась в клубе и стала акцией всего регионального отделения клубов ЮНЕСКО. Клуб также организовывает конференции«свободного микрофона» по проблемам молодёжи.

На базе гимназии проводились Осенние и Весенние Фестивали клубов ЮНЕСКО. Фестивали рассчитаны на 2-3 дня с приглашением клубов Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья. В рамках программ фестивалей: организация визиток клубов, тренинговая работа и ролевые игры.

Одной из методик, которая востребована ребятами клуба, является проведении тренингов по принципу «Равный обучает равного».

На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации является разработка профилактических программ нового поколения и внедрение новых, нетрадиционных подходов в профилактике, один из которых – привлечение к профилактической работе молодёжи.

Клубом разработаны тренинги для 8-11 классов по темам: «Табакокурение», «Мыпротив алкоголизма», «Лидерство», «ВИЧ/СПИД инфекция», «Межличностныеотношения».

Мировой опыт показывает, что весьма эффективным способом передачи информации являются программы, основанные на принципе «равный обучает равного». Чем же они хороши?

Программы «Равный обучает равного» предполагают, что в группе молодых людей находят потенциальных лидеров. Отобранные юноши и девушки получают информацию и навыки, необходимые им для собственного развития – сохранение здоровья, позитивного участия в социальной жизни, рождение здоровых и любимых детей. Кроме того, проводится мотивация и обучение данных молодых людей передавать полученные ими знания другим девушкам и юношам.

Концепция «Равный обучает равного» не является чем-то            совершенно новым. Она лишь систематизировала естественные механизмы познания, используемые любым человеком в любой стране в любое время.

Испокон веков мальчик или девочка, юноша или девушка имели три источника знании о мире и навыков взаимодействия с ним: собственное тело (чувство и ощущения): семья (традиции от старшего к младшему); группа равных, состоящая из людей, примерно того же возраста, социального положения и образования. Из группы равных он получает все новое, что связано с развитием своего поколения.

Кроме канала группа равных, концепция «Равный обучает равного» использует еще и два физиологически обусловленных качества человека: стремление к лидерству в своей группе и стремление быть «хорошим».

Мы выделяем несколько причин, по которым профилактическая работа является неэффективной:

— молодежь низко оценивают эффективность профилактических мероприятий и критически относятся к деятельности, проводимой различными государственными и общественными организациями;

— профилактическая деятельность практически сводится к санитарному просвещению;

— профилактическая работа ведется разными структурами, слабо координирующими свою деятельность, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей;

— существуют серьезные проблемы кадрового обеспечения профилактической работы, не хватает материальных и финансовых ресурсов;

— подорван кредит доверия к взрослым со стороны молодежи

Молодому человеку легче разобраться в предлагаемых вариантах поведенческих стереотипов, когда есть возможность высказать свои мысли и взгляды и получить ответы на неясные вопросы. Принадлежность ребят, проводивших занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность все это увеличивает положительный эффект такой работы.

В такой атмосфере более явно проявляется ответственность каждого за свои действия, развивается чувство взаимопомощи. Члены группы способны сами решить, в какой информации нуждаются они и их ровесники, разработать план предстоящей работы. Перенимая друг у друга опыт, знания, умения, молодые люди могут довольно быстро и эффективно приступить к распространению своих знаний среди сверстников.

Тренинговая работа гимназического самоуправления ведётся на протяжении 3-х лет. Её эффективность зависит в первую очередь от правильного выбора членов команды тренеров, который проходит в три этапа:

1. Рекрутирование тренеров на основании анкетирования и собеседования.

2. Обучение группы тренеров опытными тренерами.

3. Координирование деятельности команды.

На основании проведённого среди учащихся гимназии анкетирования и собеседования тщательно подбираются волонтёрские пары. Волонтёры получают информацию на обучающих семинарах и передают её посредствам методики «равный обучает равного» сверстникам, в первую очередь учащимся гимназии на классных часах в виде тренингов и информационных встреч, а также посредством проведения акций, социологических опросов, викторин, фестивалей, распространение информационных буклетов, выпуска бюллетеней.

Зачётным видом деятельности для новоиспечённых волонтёров является проведение интерактивного классного часа в присутствии специалиста. Ребята также составляют отчёт и делают самоанализ организованной ими профилактической работы.

Подобного рода деятельность позволяет молодёжи не только принести пользу окружающим, но и почувствовать свою значимость, а также приобрести твёрдую уверенность в необходимости заботиться о собственном здоровье и здоровье близких.

 ФОТООТЧЕТЫ С ФЕСТИВАЛЕЙ:

 XVI Осенний Фестиваль клубов ЮНЕСКО        

 Фестиваль клубов ЮНЕСКО «Молодёжный формат»

 Зимний университет клубов ЮНЕСКО-2016

 XVI Весенний фестиваль клубов ЮНЕСКО

 XVII Осенний Фестиваль клубов ЮНЕСКО

 XVII Весенний фестиваль клубов ЮНЕСКО

 

Конференция кураторов клубов ЮНЕСКО

Антинаркотический отряд гимназии

Вітанка

Общенациональный диктант

«Цифровая безопасность для подростков»

«Великие реки мира-2022»